Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризация кассы в бюджетном учреждении в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Перед началом контрольно-ревизионных действий объект закрывается, а все финансово-расчётные операции прекращаются. Если до начала мероприятия у кассира на руках были документы, которые не вошли в отчёт, то они в этот же момент передаются проверяющим. Сдача всех документов ревизорам или главбуху компании подтверждается подписью сотрудника, деятельность которого подлежит контролю.
Перечень денежных документов
В соответствии с п. 169 Инструкции № 157н для учета денежных документов предназначен счет 201 35. В этом же пункте приведен перечень различных денежных документов:
-
оплаченные талоны на бензин и масла, на питание и т. п.;
-
оплаченные путевки в дома отдыха, санатории, турбазы;
-
полученные извещения на почтовые переводы;
-
почтовые марки;
-
конверты с марками;
-
марки государственной пошлины;
-
перевозочные документы (билеты) для проезда железнодорожным, авиационным транспортом, оформленные на бумажном носителе.
В какие сроки проводится плановая инвентаризация кассы
Сроки, в какие проводят плановую инвентаризацию кассы, разрабатываются на основании утверждённого руководителем юридического лица регламента.
Каждое предприятие должно проверять кассовую дисциплину перед составлением годовой бухготчётности не менее одного раза в 12 месяцев. Дата начала и окончания контрольно-ревизионных мероприятий доводится до всех заинтересованных лиц.
Какими документами оформляются результаты инвентаризации кассы
Чтобы узнать о том, какими документами оформляют результат инвентаризации кассы, следует ознакомиться с Постановлением Госкомстата РФ №88 РФ от 18 августа 1998 года(в редакции от 3 мая 2000 года), утвердившим унифицированные формы бланков, заполняемых при назначении ревизий. По результатам контрольно-ревизионного мероприятия составляется сличительная ведомость, на основании которой оформляется акт по форме ИНВ-15.
Периметр инвентаризации охватывает все имущество и обязательства, которыми организация располагает, а именно:
-
активы и обязательства, учитываемые в бухгалтерском учете непосредственно;
-
не учитываемые в составе активов, но подлежащие отражению в бухгалтерском учете на забалансовых счетах и (или) информация о которых подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
-
имущество, не учтенное экономическим субъектом.
Все вместе эти объекты входят в состав объектов инвентаризации. Инвентаризация имущества, не признанного в бухгалтерском учете (или признание которого прекращено), обеспечивает уверенность инвентаризационной комиссии в том, что все располагаемые объекты, которые отвечают признакам активов, учтены в их составе.
Положениями стандарта раскрывается суть инвентаризации и ее цель, установленные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ. Фактическое наличие активов и обязательств должно выявляться путем:
-
установления их действительного существования;
-
оценки их состояния;
-
обоснованности нахождения у экономического субъекта.
Случаи и сроки инвентаризации
Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации. Но каким бы актом законодательства не предусматривалось такая обязанность, инвентаризация должна проводиться по правилам ФСБУ 28/2023. Для целей бухгалтерского учета инвентаризация обязательна:
- при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (экономический субъект вправе проводить инвентаризацию библиотечных фондов один раз в пять лет, иных основных средств – один раз в три года);
- при передаче (возврате) активов экономического субъекта, имущественного комплекса (за исключением обычной деятельности экономического субъекта) в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также при отчуждении активов экономического субъекта;
- при смене работника, на которого возложена материальная ответственность;
- при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50 процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) (при коллективной (бригадной) материальной ответственности);
- при установлении факта утраты или порчи (повреждения) активов;
- в случае пожара, аварии, стихийного бедствия, а также иного бедствия, в результате которого сложилась чрезвычайная ситуация;
- при реорганизации организации, за исключением случаев реорганизации в форме преобразования;
- при ликвидации организации.
Отражение результатов инвентаризации
После окончания контрольного мероприятия в бухгалтерию предоставляется ведомость. Компания может разработать ее самостоятельно или взять унифицированную ИНВ-26. Бухгалтеры вносят в учет изменения, руководствуясь правилами:
- Излишки приходуются на соответствующие счета (10,41) в корреспонденции с 91, то есть учитываются, как доходы от прочих операций
- Недостатки делятся на две категории: в пределах норм и сверх норм. Первые списываются на в расходы, вторые считаются недостачей и возлагаются на материально-ответственных лиц
- Пересортица может идти в зачет, если касается одного периода, одного материально-ответственного лица, одной товарной группы.
Мобильная программа для инвентаризации основных средств
Для повышения скорости работы с основными средствами и точностью собираемых данных Компания Сканпорт разработала специальный модуль для продуктов 1С, где ведется учет основных средств и мобильное приложение DataMobile Invent для терминала сбора данных или телефона. DataMobile Invent — это мобильная программа для инвентаризации основных средств.
Модуль подключается к бухгалтерской программе как внешняя обработка, что позволяет пользоваться новыми возможностями без необходимости снятия программы 1С с поддержки. В конфигурации появляется возможности распечатать штрихкоды с инвентарными номерами на обычном лазерном принтере или специальном термопринтере этикеток или привязать RFID-метку к основному средству. Этот же модуль отвечает за обмен с мобильным приложением всей необходимой информацией для проведения инвентаризации и управления основными средствами – на каждом мобильном устройстве, подключенному к 1С, будут доступны данные обо всех инвентарных номерах, местах хранения, материально ответственных лицах (МОЛ).
Положение о проведении инвентаризации на предприятии
Подобный вид контроля осуществляется строго по правилам, которые зафиксированы действующим законодательством. Необходимость законодательного регулирования объясняется тем, что лишь результаты инвентаризации должным образом подтверждают сам факт существования, а также состояние имущества и обязательств компании.
После завершения инвентаризации комиссия проводит заседание, в процессе которого определяются основные результаты и выявленные расхождения. Также устанавливается причина несоответствий и предлагаются способы их устранений. По итогам заседания составляется протокол. Утвержденного образца для этого документа нет, поэтому главное требование – корректное отображение информации и соблюдение принципов составления деловой документации.
Работодатель вправе самостоятельно утвердить структуру локального акта об инвентаризации. Какого-то универсального образца нет, но обычно данный документ состоит из 4 или 5 разделов, которые, в свою очередь, могут быть разбиты на несколько подразделов.
Инвентаризация в бюджетном учреждении также может быть плановая или внеплановая. При осуществлении проверки обязательно учитываются действующие нормативные акты, регулирующие порядок формирования бухгалтерских отчетностей в государственных и муниципальных организациях. Например, приказ Минфина РФ №33н от 25.03.2011.
В этом разделе пропишите, что перечень имущества, проверяемого при инвентаризации, устанавливается руководителем в приказе о проведении инвентаризации.
Новые правила бухгалтерского учета для бюджетных учреждений
Согласно новым правилам, вступающим в силу с 2024 года, бюджетные учреждения обязаны изменить свою систему бухгалтерского учета. Эти изменения направлены на улучшение прозрачности и отчетности деятельности бюджетных учреждений, а также на усиление контроля за использованием бюджетных средств.
Одним из главных изменений является введение единой системы классификации активов и обязательств. Ранее, бюджетные учреждения использовали разные системы классификации, что затрудняло сравнение данных и анализ финансового состояния учреждений. Новая система классификации позволит стандартизировать учет и сделать его более понятным и прозрачным.
Особое внимание уделяется также правилам оценки и амортизации активов. Теперь бюджетные учреждения обязаны проводить ежегодную оценку активов и определять их стоимость в учете. Это позволит более точно отражать финансовое положение учреждений и избежать недооценки или завышения стоимости активов.
Особое внимание также уделяется вопросам инвентаризации. Теперь бюджетные учреждения обязаны проводить инвентаризацию своих активов и обязательств не реже одного раза в год. Это позволит более точно контролировать и управлять активами и обязательствами учреждений, а также предупреждать возможные финансовые риски и потери.
В целом, новые правила бухгалтерского учета для бюджетных учреждений направлены на повышение прозрачности и эффективности управления бюджетными средствами. Они помогут улучшить отчетность и контролировать использование средств, что в свою очередь позволит более эффективно планировать и распределять бюджетные ресурсы в бюджетных учреждениях.
Основные сферы воздействия новых правил инвентаризации
Введение новых правил инвентаризации в бюджетных учреждениях с 2024 года повлияет на несколько основных сфер деятельности. Ниже приведены основные сферы воздействия новых правил инвентаризации:
- Учет и контроль материальных ценностей: новые правила позволят улучшить учет и контроль материальных ценностей в бюджетных учреждениях. Благодаря использованию современных технологий и программного обеспечения, будет обеспечено более точное и надежное ведение учета материальных активов.
- Оптимизация бюджетных процессов: новые правила инвентаризации позволят оптимизировать бюджетные процессы в бюджетных учреждениях. Благодаря автоматизации и стандартизации процессов инвентаризации, сократятся временные и финансовые затраты на выполнение данной процедуры.
- Повышение прозрачности и отчетности: новые правила инвентаризации обеспечат повышение прозрачности и отчетности в бюджетных учреждениях. Будет обеспечен более четкий и подробный учет материальных активов, что позволит более точно и надежно отобразить финансовое состояние учреждения.
- Улучшение контроля над учетными данными: новые правила инвентаризации позволят улучшить контроль над учетными данными в бюджетных учреждениях. Будет обеспечено точное соответствие учетных данных фактическому наличию материальных активов, что позволит более эффективно контролировать их использование и распределение.
Таким образом, введение новых правил инвентаризации в бюджетных учреждениях с 2024 года приведет к значительным изменениям в учете и контроле материальных ценностей, оптимизации бюджетных процессов, повышению прозрачности и отчетности, а также улучшению контроля над учетными данными.
Как отразить в учете инвентаризацию денежных средств в кассе
Инвентаризацию денежных средств в кассе нужно правильно отразить в бухгалтерском учете. Период должен совпадать с датой, на которую выпала проверка.
В зависимости от того, какие результаты покажет инвентаризация наличных денежных средств в кассе, применяют проводки:
Д/т | К/т | Операция |
---|---|---|
50 | 91.1 | Обнаружен излишек |
94 | 50 | Отражена сумма недостачи |
73 | 94 | Сумма недостачи отнесена на кассира |
70 | 94 | Недостача возмещена разово за счет ответственного лица (при его согласии) |
70 | 73 | Недостача возмещена в несколько этапов |
91.2 | 94 | Недостача отнесена к прочим расходам (когда вины кассира нет или ее не доказать) |
Что указывают в акте инвентаризации кассы
Первый экземпляр акта инвентаризации кассы получает под роспись кассир, а второй остаётся у руководителя. В случае проведения внезапной проверки, у представителя контролирующего органа остаётся третий экземпляр.
Кроме порядкового номера, в акте обязательно указывается:
- наименование предприятия, проводившего ревизию и его подразделение;
- ссылка на приказ или иной документ, ставший основанием для назначения контрольно-ревизионного мероприятия;
- дата и время проведения;
- фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг;
- расписка кассира, который ознакомился с результатами ревизии;
- объяснения ответственного сотрудника о причине избытка наличных средств или их перерасхода;
- вывод руководителя компании и его решение по дальнейшим действиям в отношении виновного лица;
- вывод представителя контролирующего или следственного органа в случае обнаружения нарушений законодательства и его решение по возможным штрафным санкциям.
Издание приказа о проведении инвентаризации
Процедура инвентаризации кассы организации начинается с издания ее руководителем приказа о проведении инвентаризационного мероприятия. Для этого можно использовать как самостоятельно разработанную и утвержденную организацией форму приказа, так и унифицированную форму № ИНВ-22, утв. постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.
Решение об использовании самостоятельно разработанных или унифицированных форм документов необходимо зафиксировать в учетной политике организации. В любом случае такой приказ должен содержать следующую информацию:
- дату начала и дату окончания инвентаризации;
- место проведения инвентаризации;
- участки и объекты, подлежащие проверке;
- причину, по которой проводится инвентаризация (смена кассира, составление годовой бухотчетности, контрольное мероприятие и т.д.);
- состав инвентаризационной комиссии и ее председатель;
- срок сдачи в бухгалтерию материалов по инвентаризации.
Правила осуществления инвентаризации финансовых активов
Порядок осуществления инвентаризации финансовых активов похож на порядок инвентаризации активов и пассивов. Механизм представляет собой проведение таких этапов:
- руководитель бюджетного учреждения издает приказ об инвентаризации, утверждает состав инвентаризационной комиссии. Применяется форма ИНВ-22. В приказе указывается основание для проведения инвентаризации и отдельные обязательства, по которым она осуществляется. В бюджетных учреждениях инвентаризационная комиссия утверждается на постоянной основе, поскольку в них процедура инвентаризации регулярная;
- сведения о приказе указываются в специальном журнале — ИНВ-23;
- оформляются расписки для материально ответственных лиц. Обычно расписки входят в структуру унифицированных инвентаризационных описей;
- на основании документов бухучета заполняются стандартные описи по инвентаризации, отображающие финансовые обязательства, к примеру, сличительные ведомости по документам бухучета (опись по форме 0504083 — задолженность по займам, опись по форме 0504089 — расчеты с покупателями и поставщиками).
Опись по форме 0504083 фиксирует сведения о том, какая есть задолженность у бюджетного учреждения перед контрагентом:
- сумма просроченной задолженности;
- сумма неуплаченных процентов, пеней, штрафов;
- сумма задолженности учреждения в целом;
- суммы подтвержденной и неподтвержденной задолженностей учреждения.
Опись по форме 0504089 фиксирует сведения о взаиморасчетах учреждения с контрагентами:
- информацию о контрагентах учреждения;
- суммы задолженностей, которые подтверждены или не подтверждены документально;
- суммы задолженностей, которые расписаны по статьям оснований;
- сведения о суммах задолженностей учреждения;
- денежные обязательства;
- срок исковой давности.
Когда учреждение является бюджетным или автономным, дополнительно заполняется форма 0503769 по Приказу Минфина № 33н. Она применяется для того, чтобы удостовериться в обоснованности освоения бюджетных средств.
Данный документ представляет собой форму, в которой фиксируются сведения о задолженности:
- просроченная задолженность учреждения;
- кредиторская и дебиторская задолженности учреждения;
- движение кредиторской и дебиторской задолженностей в форме аналитических сведений.
Если в данной форме указаны не предусмотренные контрактом задолженности или их размер больше предусмотренного контрактом, у распорядителя бюджетных средств непременно появятся вопросы к руководителю учреждения.
Кроме указанных форм могут составляться и иные унифицированные документы — акт сверки взаиморасчетов с контрагентами (ИНВ-17), сведения о проведении инвентаризации (табл. № 6 по Приказу Минфина № 33н).
Форму ИНВ-17 формируют все учреждения, и она представляет собой акт сверки расчетов с контрагентами, составляемый на основании сведений, которые отражаются в описях унифицированных форм. Его основания цель — получить согласие с текущим состоянием задолженности бюджетного учреждения. Кроме того, акт сверки дает возможность:
- получить согласие в отношении наличия и суммы долга от контрагента;
- обнаружить ошибки в учете обязательств.