Основные принципы бухгалтерского учета и отчетности образовательных учреждений

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные принципы бухгалтерского учета и отчетности образовательных учреждений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Как и в частных фирмах, все операции и результаты деятельности в некоммерческих компаниях фиксируют бухгалтерскими проводками. Как и в коммерческих фирмах, бухгалтерские записи оформляют двойным методом: одновременно по дебету одного счёта и кредиту другого.

Основные требования к бухучету

Бюджетные организации обязаны вести полноценный бухгалтерский учет в соответствии с требованиями ФЗ №402 (06.12.2011) в актуальной редакции. В число основных требований к бухучету входят:

  • Обязательное формирование учетной политики, ведение учета в соответствии с ее положениями.
  • Регистрация экономических событий в бухгалтерской первичке с последующим занесением данных из нее в регистры учета.
  • Периодический пересчет активов и обязательств.
  • Регистрация данных учета в национальной валюте.
  • Составление и сдача отчетности в контролирующие структуры.
  • Создание системы внутреннего контроля.

Целевое финансирование

Основная особенность в ведении учета в НКО — наличие целевого финансирования ее деятельности.

Если НКО оказывает платные услуги, прибыль от которых идет на обеспечение основной деятельности, то учет по ней ведется практически так же, как в обычной организации.

А вот поступление, например, от членов СНТ или общественной организации — это уже членские взносы и особый порядок учета.

Главным отличием учета в НКО является принцип раздельного учета целевых поступлений и приносящей доход деятельности.

Движение средств должно быть прозрачным в первую очередь для источников финансирования организации. Ну и, конечно, для контролирующих органов.

Многие НКО вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухотчетность. Список тех, кто не может их применять, указан в статье 6 закона о бухучете.
Не могут вести упрощенный учет НКО, подлежащие обязательному аудиту.

Что такое упрощенный бухучет? Это возможность не применять или применять «в облегченном варианте» многие требования ПБУ.

Например:

  • не отражать затраты по уставной некоммерческой деятельности на счетах учета затрат, а сразу списывать их в уменьшение средств полученного целевого финансирования;
  • признавать доходы и расходы по коммерческой деятельности кассовым методом: отражать в учете доходы по мере поступления денежных средств, а расходы — после погашения задолженности перед контрагентами. Это может быть оправданно, например, когда НКО ведет учет по простой системе — без применения двойной записи;
  • не отражать в бухгалтерском учете объекты, относящиеся к нематериальным активам, не признавать в определенных случаях право пользования активом по договорам аренды, а другие активы оценивать в упрощенном порядке;
  • не признавать оценочные обязательства в бухгалтерском учете;
  • не отражать в бухгалтерском учете отложенные налоговые активы и обязательства;
  • менять учетную политику и исправлять существенные ошибки прошлых лет без ретроспективного пересчета показателей отчетности.

Тема 1. ПРИНЦИПЫ И КОНЦЕПЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

Хозяйственный учет представляет собой систему наблюдения, измерения и регистрации процессов материального производства с целью контроля и управления ими.

Для количественного выражения имущества организации, ее обязательств и хозяйственных операций в хозяйственном учете применяются три вида измерителей: натуральные, трудовые и денежный. Натуральные измерители служат для характеристики учитываемых объектов в натуральном выражении. В зависимости от физических свойств объекта применяются различные измерители (метр, литр, килограмм, киловатт-час и т. д.). Трудовые измерители (час, день, месяц) – разновидность натуральных измерителей. Они используются при исчислении количества затрат рабочего времени. Универсальный измеритель – денежный. Как правило, в денежном измерителе находят отражение натуральные и трудовые измерители. Таким образом, денежный измеритель используется для отражения имущества, обязательств и хозяйственных операций в едином измерении, в российском бухгалтерском учете – в рублях.

Причины необходимости ведения бухучета

Первая и самая весомая причина того, почему необходимо обязательно вести бухгалтерский учет предприятия по общепринятой процедуре – данное требование закреплено законодательно. Поэтому выбора нет, если предприниматель хочет работать, нужно вести свою деятельность согласно букве закона.

В законе нет условия, которое бы могло разрешить организации не вести бухгалтерский учет, ведь он обязателен. Если бухгалтерская отчетность никогда не велась, хозяйственные операции не фиксировались, как следует, а отчеты не подавались контролирующим органам, тогда предприниматель будет привлечен к ответственности:

  • при условии, что фискальные органы не получили в четко обозначенные сроки сведения о хозяйственной деятельности, граждане будут обязаны заплатить штраф на сумму 100-300 рублей за каждый выявленный случай, а также 300-500 рублей штрафа для должностного лица за каждый случай непредоставления данных или просрочку (согласно ст. 15.6 КоАп).
  • при грубом пренебрежении и несоблюдении правил ведения учета и предоставления бухгалтерской документации, а также порядка и сроков сбережения бухгалтерский документов, должностное лицо обязано заплатить штраф 2000-3000 рублей согласно ст. 15.11 КоАп.

«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!

  • Поддержка разных систем налогообложения, ведение бухгалтерского и налогового учета, сдача отчетности;
  • Учет МПЗ, партионный учет, расчеты с контрагентами, выписка первичных документов;
  • Расчет зарплаты, учет денежных операций;
  • Интеграция с другими программами 1С и сайтами;
  • Работа с электронными листами нетрудоспособности (ЭЛН).

Организация ведения бухгалтерского учета в образовательной организации

Принцип периодичности обязывает составлять бухгалтерский баланс и отчетности за такие периоды: месяц, квартал, полугодие и год.

Читайте также:  Правила въезда и виза в Данию для граждан России

Процесс любого учета направлен на определение значимых факторов, измерение сущностных показателей и предоставление полученных результатов. Для бухучета это будет:

  • определение финансовой структуры предприятия – его имущественных активов, своего капитала, доходов, затрат, динамики его основных средств, финансовых обязательств;
  • измерение денежного эквивалента приведенных активов целесообразным способом, применимым для отражения в бухгалтерской отчетности;
  • предоставление полученных данных в предусмотренной законом форме, а также способами, сочтенными удобными для пользователей.

Требования, изложенные в этих законодательных актах, обязательны к исполнению на всей территории нашей страны для представителей небанковских коммерческих структур.

Способ определения себестоимости продукции и услуг. Предусматривает расчет фактических затрат на производство в денежном измерении.

В этой связи в п. 2 ст. 8 гл. II Закона № 129-ФЗ прописано требование учитывать имущество, являющееся собственностью организации, обособленно от находящегося у данной организации имущества других юридических лиц (частным случаем здесь может выступать собственник).

Причины необходимости ведения бухучета

Первая и самая весомая причина того, почему необходимо обязательно вести бухгалтерский учет предприятия по общепринятой процедуре – данное требование закреплено законодательно. Поэтому выбора нет, если предприниматель хочет работать, нужно вести свою деятельность согласно букве закона.

В законе нет условия, которое бы могло разрешить организации не вести бухгалтерский учет, ведь он обязателен. Если бухгалтерская отчетность никогда не велась, хозяйственные операции не фиксировались, как следует, а отчеты не подавались контролирующим органам, тогда предприниматель будет привлечен к ответственности:

  • при условии, что фискальные органы не получили в четко обозначенные сроки сведения о хозяйственной деятельности, граждане будут обязаны заплатить штраф на сумму 100-300 рублей за каждый выявленный случай, а также 300-500 рублей штрафа для должностного лица за каждый случай непредоставления данных или просрочку (согласно ст. 15.6 КоАп).
  • при грубом пренебрежении и несоблюдении правил ведения учета и предоставления бухгалтерской документации, а также порядка и сроков сбережения бухгалтерский документов, должностное лицо обязано заплатить штраф 2000-3000 рублей согласно ст. 15.11 КоАп.

Основополагающие принципы бухгалтерского учета

В процессе ведения бухгалтерского учета требуется скрупулезность и точность, поэтому строится на следующих принципах:

  1. Принцип двойной записи – абсолютно все хозяйственные операции организации должны одновременно отображаться по дебету одного бухгалтерского счета и кредиту другого счета на аналогичную сумму.
  2. Принцип автономности – каждая организация должна существовать как самостоятельное юридическое лицо. Поэтому в бухучете фиксируется то имущество, которое непосредственно принадлежит конкретному предприятию или организации.
  3. Принцип объективности заключается в том, что все хозяйственные операции в обязательном порядке должны отражаться в бухгалтерском учете, а также регистрироваться на каждом этапе проведения и подтверждаться соответственной документацией, на основании которой ведется бухучет.
  4. Принцип осмотрительности подразумевает предельную осторожность при формировании суждений, используемых при расчетах в условиях неопределенности. Это поможет избежать в будущем занижения показателей расходов и обязательств, а также завышения прогнозируемых доходов и активов. Строгое соблюдение принципа осмотрительности поможет предотвратить появление чрезмерных запасов и скрытых резервов, сознательное занижение доходов и активов, либо же умышленное завышение расходов и обязательств.
  5. Принцип действующей организации. Если действующая организация в дальнейшем планирует сохранить свои позиции на рынке, тогда очень важно вовремя погашать собственные обязательства перед партнерами.
  6. Принцип начисления – операции тщательно записываются по мере их возникновения, не дожидаясь момента оплаты, а далее они начнут относиться к отчетному периоду, в котором была произведена операция. Этот принцип можно разделить две составляющие:принцип соответствия – это когда доходы за отчетный период должны соотноситься с расходами, с помощью которых эти доходы и были получены;принцип регистрации дохода (другими словами выручки) – согласно правилам, доход должен отражаться в тот период, когда он получен, а не в момент произведения оплаты.
  7. Принцип периодичности обязывает составлять бухгалтерский баланс и отчетности за такие периоды: месяц, квартал, полугодие и год. Благодаря этому принципу можно в будущем легко сопоставлять отчетные данные, исчислять финансовые результаты и делать прогнозы на будущее.
  8. Принцип конфиденциальности. Данные внутренней учетной документации – это коммерческая тайна фирмы, поэтому за нанесение ущерба или разглашение предусмотрена ответственность перед законом.
  9. Принцип денежного измерения – результаты хозяйственной деятельности должны измеряться денежных единицах, то есть в валюте страны, где функционирует организация.

Структура аналитических счетов учета основных средств негосударственного образовательного учреждения

 Номер и 
наименование
счета
 Номер и 
наименование
субсчета
1-го порядка
 Номер 
и наименование
субсчета
2-го порядка
 Номер 
и наименование
субсчета
3-го порядка
 Номер 
и наименование
субсчета
4-го порядка
 Номер 
и наименование
субсчета
5-го порядка
01 "Основные
средства"
01.1 
"Собственные
основные
средства"
01.2
"Основные
средства,
сданные
в аренду"
01.3
"Выбытие
основных
средств"
01.1.1 "Здания" 
01.1.2
"Сооружения"
01.1.3 "Машины
и оборудование"
01.1.4 "Фонды
библиотек"
01.1.5
"Инвентарь
производственный
и хозяйственный"
01.1.6
"Транспортные
средства"
01.1.7 "Основные
средства,
не включенные
в другие"
01.1.3.1 
"Техника
электронно-
вычислительная"
01.1.3.2
"Приборы для
научных
исследований"
01.1.3.3
"Музыкальные
инструменты"
01.1.3.1.21 
"Обучение по
программам
среднего
профессионального
образования"
01.1.3.1.22
"Обучение по
программам
дополнительного
профессионального
образования"
01.1.3.1.23
"Обучение на
подготовительных
курсах"
01.1.3.1.21.1 
"Амортизируемые
основные
средства"
01.1.3.1.21.2
"Неамортизируемые
основные
средства"

Для учета поступления и выбытия объектов основных средств учреждению необходимо открыть счета первого порядка, отражающие наличие основных средств в организации, стоимость имущества, сданного в аренду, и отражения операций по выбытию объектов основных средств.

Для составления бухгалтерской отчетности достаточно информации, содержащейся на субсчетах второго порядка. В этом случае будут учтены объекты основных средств в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ). Но для составления статистической отчетности, в частности формы N 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций», необходима информация о детализации некоторых классификационных групп. Например стоимость вычислительной техники, относящейся к классификационной группе «Машины и оборудование».

Кроме того, показатели статистической отчетности подразделяются по видам экономической деятельности организации. Для получения такой информации по объектам основных средств, задействованным в различных видах экономической деятельности, авторами были введены субсчета 4-го порядка.

Читайте также:  Что делать, если приставы сняли все деньги

Правовое регулирование бухгалтерского учета в государственных высших учебных заведениях

При рассмотрении системы бухгалтерского учета государственного высшего учебного заведения как бюджетного учреждения необходимо отметить две системы ее нормативного регулирования.

Система бюджетного учета, с одной стороны, является только частью всей системы бухгалтерского учета (одно из его направлений). Поэтому основы бухгалтерского учета государственных высших учебных заведений, как и прочих бюджетных учреждений, закреплены в Законе РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (далее — Закон «О бухгалтерском учете»). Так, например, едиными для коммерческих организаций и бюджетных учреждений являются основные принципы бухгалтерского учета:

— принцип двойной записи; — принцип оценки; — принцип непрерывности деятельности; — и др. С другой стороны, система бюджетного учета регулируется специальной нормативной базой, не распространяющейся на коммерческие организации. Бюджетный учет — это учет всех доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, расходов бюджета, а также операций, осуществляемых в процессе исполнения бюджета. В настоящее время бюджетный учет в Российской Федерации подразделен на два сектора: — учет исполнения бюджетов (Инструкция по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденная приказом Министерства Финансов РФ от 17.02.1999 г. № 15н); — учет исполнения сметы доходов и расходов бюджетных учреждений (Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная приказом Министерства Финансов РФ от 30.12.1999 г. № 107н).

Так основными документами, обеспечивающими правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, в частности в государственных высших учебных заведениях, являются следующие:

1. Бюджетный кодекс РФ.

Бюджетный кодекс Российской Федерации в данном случае выступает как основополагающий законодательный документ бюджетного законодательства Российской Федерации, а также и как методологическая основа построения и развития бюджетной системы Российской Федерации и системы исполнения бюджетов. Он впервые на уровне закона закрепил вопросы бюджетного учета, который является одним из традиционных направлений бухгалтерского учета в Российской Федерации;

2. Бюджетная классификация РФ.

Бюджетная классификация РФ является одной из составляющей бюджетной политики и представляет собой эффективный инструмент группировки видов доходов и расходов при формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующий год. Таким образом, она выступает аналитической основой бухгалтерского учета в бюджетном учреждении; 3. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная приказом Министерства Финансов РФ от 30.12.1999 г. № 107н (далее — Инструкция № 107н).

Инструкция № 107н представляет собой нормативно-правовой документ, сконцентрировавший в себе стандартизацию бухгалтерского учета бюджетных учреждений по всем его аспектам.

4. Инструкция о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью, утвержденная приказом Министерства Финансов РФ от 15.06.2000 г. № 54н.

Таким образом, государственное высшее учебное заведение, являясь бюджетным учреждением, ведет бухгалтерский учет своей деятельности на основе Плана счетов, предусмотренного Инструкцией № 107н. Указанный План счетов состоит из 12 разделов, которые объединяют счета первого порядка (им присваивается двухзначный номер) и счета второго порядка -субсчета (им присваивается трехзначный номер), необходимые для отражения в учете всех фактов хозяйственной деятельности учреждения. Помимо Плана счетов в приложении к Инструкции приводится корреспонденция субсчетов по основным бухгалтерским операциям.

План счетов с типовой корреспонденцией имеет большое значение для построения бюджетной системы, так как он способствует однообразной и правильной группировке хозяйственных средств, источников и операций на счетах бухгалтерского учета различных бюджетных учреждений.

В тоже время необходимость применения стандартного плана счетов ограничивает возможности государственных высших учебных заведений в разработке Рабочего плана счетов. Но поскольку аналитические счета планом счетов не предусмотрены, то в целях детализации учета государственным высшим учебным заведениям можно рекомендовать самостоятельно разрабатывать порядок ведения аналитического учета, исходя из Плана счетов бюджетных учреждений и нормативных актов по объектам учета. Так, например, к счету 173 «Расчеты по платежам в бюджет» желательно ввести субсчета второго порядка по видам уплачиваемых налогов и сборов. Субсчета второго порядка, предназначенные для ведения аналитического учета, необходимо утверждать приказом руководителя государственного высшего учебного заведения (ректором).

Отличительной особенностью бухгалтерского учета бюджетных учреждений является то, что Инструкция № 107н (п. 21) требует четкого разграничения средств, получаемых из бюджета и из внебюджетных источников, поэтому следует разделять операции, осуществляемые государственным высшим учебным заведением, на три вида с присвоением счетам и субсчетам учета соответствующих отличительных признаков в виде номеров:

1 — по бюджетным средствам; 2 -по предпринимательской деятельности; 3 — по целевым средствам и безвозмездным поступлениям. Такое разграничение обусловлено необходимостью составления государственными высшими учебными заведениями отдельных балансов по бюджетным и внебюджетным средствам.

При рассмотрении законодательной базы, регулирующей в настоящее время бюджетный учет, мы приходим к выводу, что такое его разделение на два сектора противоречит Бюджетному кодексу РФ. Так, статья 240 БК РФ предписывает организацию учета всех осуществляемых в процессе исполнения бюджета операций на основе Единого плана счетов. То есть этот план счетов должен охватывать как все уровни бюджетной системы Российской Федерации, так и все объекты учета — финансовые и нефинансовые активы и пассивы государства и муниципальных образований.

Бюджетный учет. Особенности и общие принципы

Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.

Читайте также:  Квотирование рабочих мест

Автономные (АУ)

Бюджетные (БУ)

Казенные (КУ)

Основной регулирующий НПА

Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ

Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ

Бюджетный кодекс РФ

Вид деятельности

Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ).

Использование доходов от коммерческой деятельности

На свое усмотрение (пп. 2–3 ст. 298 ГК РФ).

Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ)

Расчетные счета

В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ)

Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ)

Владение имуществом

На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Распоряжение имуществом

Должно быть получено согласие собственника:

  • для недвижимости, переданной собственником или купленной на средства, выданные им;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного на средства, выданные им.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Должно быть получено согласие собственника:

  • для любой недвижимости;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного за средства, полученные от собственника.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества

Ответственность
по
обязательствам

Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5–6 ст. 123.22 ГК РФ)

Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ)

Источник финансирования

Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ)

Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ)

Об особенностях бюджетной бухотчетности читайте в статье «Порядок сдачи бюджетной отчетности в налоговую».

Тема 1. ПРИНЦИПЫ И КОНЦЕПЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

Хозяйственный учет представляет собой систему наблюдения, измерения и регистрации процессов материального производства с целью контроля и управления ими.

Для количественного выражения имущества организации, ее обязательств и хозяйственных операций в хозяйственном учете применяются три вида измерителей: натуральные, трудовые и денежный. Натуральные измерители служат для характеристики учитываемых объектов в натуральном выражении. В зависимости от физических свойств объекта применяются различные измерители (метр, литр, килограмм, киловатт-час и т. д.). Трудовые измерители (час, день, месяц) – разновидность натуральных измерителей. Они используются при исчислении количества затрат рабочего времени. Универсальный измеритель – денежный. Как правило, в денежном измерителе находят отражение натуральные и трудовые измерители. Таким образом, денежный измеритель используется для отражения имущества, обязательств и хозяйственных операций в едином измерении, в российском бухгалтерском учете – в рублях.

Различают три вида хозяйственного учета: оперативный, статистический и бухгалтерский. У каждого из них своя специфика, определенный круг наблюдаемых явлений, конкретные задачи и методы наблюдения. Они дополняют друг друга и составляют единую систему хозяйственного учета в Российской Федерации.

Оперативный учет используется для регистрации, наблюдения и контроля отдельных явлений финансово-хозяйственной деятельности организации. С его помощью осуществляется повседневный контроль за ходом выпуска продукции и ее продажи, расходом фонда заработной платы, своевременным получением материальных ценностей и т. д.

Статистический учет изучает и обобщает массовые явления и их закономерности в финансово-хозяйственной деятельности организаций (движение товарной массы, инфляционные процессы, динамика рынка). Данные статистического учета используются для экономического анализа и прогнозирования на текущий и перспективный периоды.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организации путем сплошного, непрерывного документального оформления. Бухгалтерский учет имеет свои особенности, отличающие его от остальных видов учета, а именно:

• является документально подтвержденным;

• непрерывен во времени (изо дня в день) и сплошной по охвату (без пропусков) всех изменений, происходящих в финансово-хозяйственной деятельности организации;

Применяет особые, только ему присущие способы обработки данных (счета и двойная запись).

Бухгалтерский учет подразделяется на теорию бухгалтерского учета, финансовый и управленческий учет. Теория бухгалтерского учета– это теоретические, методологические и практические основы организации системы бухгалтерского учета. Финансовый учет– это система сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, а также составление финансовой отчетности. Управленческий учет предназначен для сбора учетной информации, которая используется внутри организации. Его главная цель – обеспечить информацией руководителей различных уровней, ответственных за достижение конкретных производственных результатов.

В законодательном порядке закреплены задачи бухгалтерского учета:

• формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности: руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и др.;

• обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью; наличием и движением имущества и обязательств; использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

• своевременное предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организаций, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов и прогнозирование результатов деятельности организации на текущий период и на перспективу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *